2025

S M T W T F S

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Thursday, January 27th, 2011 01:55 pm
Ещё одно универсальное (на сей раз - именно универсальное) скрытое знание homo loquens (человека говорящего), состоит в следующем:
• Существуют сообщения-поглаживания, получивший которые обычно «чувствует себя хорошо» и ведёт себя (в том числе на речевом уровне) так, чтобы и дальше получать это «хорошо».
• Существуют сообщения-пинки, получивший которые обычно «чувствует себя плохо» и
ведёт себя (в том числе на речевом уровне) так, чтобы больше не получать это «плохо».

Причинами существования такого явления занимается вовсе не лингвистика, равно как и его механизмом действия. Мы здесь просто констатируем, что большинство людей фактически знает о нём и использует своё знание в повседневной коммуникации.


Мало того, существует очень распространённое скрытое знание: применение высказываний с оценочной компонентой (либо с явной оценочной модальностью, как описывалось в постах с тегом «модальность», либо с предварительной зашивкой этой оценочности в «уже известное и очевидное»).
Использование этой закономерности выучено как нормальная диалоговая последовательность, как «здравствуй-здравствуйкакдела-хорошоаутебя»: если погладить вот таким образом, то в ответ собеседник начнёт вот так тереться; если пнуть вот таким образом, собеседник начнёт делать вот это, чтобы избежать пинков.

Слово «обычно» здесь совершенно не лишнее: собеседник может НЕ ехать по этой схеме, и это тоже совершенно особая тема (и тоже не вполне лингвистическая). Но люди ездят по этой колее достаточно часто и привыкли на неё рассчитывать.

При этом конкретное содержание таких сообщений (поглаживаний и пинков) может различаться очень сильно, и «распознают» их участники коммуникации в соответствии со своими личными скрытыми знаниями. Для кого-то «Ты такая женственная!» - это поглаживание; для кого-то – нет. Говорящий угадывает эффективность поглаживания для слушающего, исходя из своих (!) скрытых знаний. Промахи, как нетрудно догадаться, бывают часто. Особенно неудачное поглаживание способно вызвать не меньше проблем, чем пинок.

А теперь пример - из самого первого поста о коммуникативных целях: (http://dreamer-m.livejournal.com/158138.html#cutid1):

Что у тебя в комнате опять за бардак? Ты прямо как свинья какая-то! Тут жить невозможно! Ты со своими компьютерными играми вообще сдурел!

Подчёркиванием выделены те слова в тексте, которые указывают на то, что оценивается («у тебя», «ты», «тут»). Жирным шрифтом – сами содержащие оценочные компоненты слова. Оценочность эта здесь выявляется на уровне общеязыковой компентенции - а проверяется, например, при сверке со словарём: слово свинья в русском языке используется как слово ругательное, с сильной негативной компонентой; сдурел - тоже носит в словаре многозначительную помету “разг.-сниж.” ; невозможно - это собственно модальный маркер, который «потерял» оценивающее и действующее лицо – механизм был описан в соответствующих постах.

Таким образом, все четыре рассмотренные фразы сводятся в основной своей структуре к «Ты – (негативная оценка)» или «У тебя – (негативная оценка)». То, что первая фраза оформлена как вопрос, не должно вводить в заблуждение: на вопрос «что за?» валидными ответами являются объяснения деталей-причин-целей ситуации, но саму ситуацию (оценки происходящего как «бардака» в нашем случае) под сомнение этот вопрос не ставит.
Итого, на уровне коммуникативных целей данный текст может быть представлен как:

(Пинок)?! (Пинок)! (Пинок)! (Пинок)!

Что важно – элемента просьбы/приказа там и правда нет. Нет там приказа! Там есть нападение (в четыре приёма) - с расчётом на то, что, пытаясь избежать «пинков», слушающий предпримет именно те меры, в которых заинтересован говорящий-пинающий. Там НЕТ приказа, последний целиком и полностью формируется в голове слушающего. И гласит этот приказ «Здесь опасно – ВЫЖИВАЙ!» (= «делай то, что, по твоим скрытым знаниям, способствует выживанию в такой ситуации»). Именно благодаря этому внутреннему сигналу слушающий впоследствии интерпретирует (точнее, может интерпретировать) происшедшее как приказ, а не как нападение. И интерпретирует неверно.
А говорящий знает, что у слушателя есть этот механизм «формирования приказа». И рассчитывает на него. Разумеется, если скрытые знания участников общения сильно различаются, ответные действия могут получиться странные и удивительные. Но в рассмотренном примере ситуация семейная, а в семье обычно достаточно общих скрытых знаний, чтобы схема работала весьма гладко.

Reply

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting