yutaku: (pic#8382136)
Yutaku ([personal profile] yutaku) wrote2016-07-13 11:58 am

Историко-социологический экскурс

Третий и последний экскурс, приложение к киэлесткинским историям.

Альв отличается от человека, гоблина или там орка не только формой ушей, разрезом глаз и долгожительством. Он ещё отличается тем, что рождаемость у альвов меньше. И, судя по всяким данным, с долгожительством и магическими способностями эта низкая рождаемость коррелирует и связана.

Соответственно, альвы столкнулись с хорошо знакомой нам европейской проблемой: как сохранять живыми всех или почти всех родившихся, и как не убиться о то, что потом из всего этого, в естественный отбор не улетевшего, повырастает?
Магия помогает выживать не хуже современной медицины - хотя изрядно отличается, в том числе по характеру воздействий. Если кратко, то с помощью магии сложнее поддерживать жизнь в коме или ином полурастительном состоянии, а также сложнее превращать острые проблемы в хронические. Зато проще пересобрать существо вообще в иную конфигурацию (см. историю селки Роана из «Бури по вызову»). Правда, это не всегда дешевле.

Но магия никаким образом не может застраховать от того, что будут появляться те, чьи дефекты - проблемы окружающих. Она никак не гарантирует, что не будут появляться на голову ушибленные агрессивные персонажи, злоупотребляющие этой - культурно неизбежной - повышенной ценностью ближнего. И которые, столкнувшись с любой опасностью лично для себя, первым делом придумают, как подставить под удар соседа, а не как убрать опасность или починить себя после столкновения с ней. Что с этой проблемой делают киэлесткинцы - тема дальнейших рассказов про город, а здесь я в два слова скажу про более старое альвское решение, кэарбеннарское. И к чему оно привело.

В рабовладельческом обществе проблема "некачественных наших" буферизовалась очень, очень простым способом. Ведь есть же рабы, которые - в отличие от ценных и прекрасных светлых альвов - размножаются в неволе и которых по этому поводу не жалко. А значит - нет такой неприятности, такой проблемы или «просто» дурных эмоций, которые нельзя было бы на них обвалить. И вообще, это не у светлого альва эмоции, это рабы некачественные (вот были бы качественные и ответственные - ничего бы с ними не случалось, ага). И в этих условиях альвы имели реальную возможность благополучно жить и оставаться социальными все. Вообще все. Ярлыков вроде «паранойя», «шизофрения», «клинический садизм» или даже «доминирование» такое общество светлых альвов просто не придумало - эти формы поведения не были его проблемой.
После Войны Света - которую Кэарбеннар выиграл, грандиозно просев при этом по всем ресурсам и оказавшись по сумме с гордо поднятой головой и в нищете, которая не компенсировалась уже ничем, отобранным у побеждённых – образовалось немало новых государств, самых разных народов. Эр-Мехед, Угнурия и все прочие - тех времён образования. Запинать эти государства, как раньше, прямо вот сейчас ресурса у альвов не было. Правда не было. Хотя хотелось очень, особенно когда оставшиеся рабы, у которых появилась реальная возможность куда-то свалить, вдруг стали валить, а не просто дохнуть из чувства протеста.

Не имея прежней возможности отрываться на низших расах, кэарбеннарцы… нет, разумеется, не взяли себя в руки, потому что тот, кто в этом обществе откажется от закидонов и станет сам решать свои проблемы, всегда первым делом станет его жертвой. Они просто и нечувствительно сделали новыми безответственными и некачественными свой молодняк. Это в человеческих языках нашего шарика слова «ребёнок» и «раб» весьма часто однокоренные, и это закономерная связь - а для альвской культуры это был скорее ход вбок. При этом ценность жизни молодняка, заметьте, никто не отменял.

Поэтому когда окрепшие орки в какой-то момент собрались и пошли попинать «ослабшие» альвские территории, они обнаружили там кучу энергичных альвских стариков, обсуждающих, какая некачественная нынче пошла молодёжь и как бы сделать так, чтобы юные придурки перестали гробить свою жизнь всякими изощрёнными способами - и кучу молодёжи, то депрессивно-вялой, то суицидально активной. Не, внешне всё выглядело сравнительно благопристойно - красивые старые здания стояли, шли концерты традиционной альвской музыки, и даже самый безответственный альв одевался изящно и со вкусом. Даже если вкус этот и эстетика чем дальше, тем сильнее напоминали эстетику фионтов.

В общем, «орки пришли и взяли» (с), потому что когда старик рассказывает про некачественное молодое поколение - этим он во весь голос объявляет, что он у этого поколения успел отобрать всё, и что любые хищники и падальщики имеют право теперь сожрать подранка.

А современные жители Угнурии или иных стран по большей части убеждены, что Кэарбеннар - это такой орочий город. Какая такая история? Что, разве не всегда так было?

Post a comment in response:

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.